на главную написать письмо Карта сайта
     


     



Пресс-центр
Предприятия
Фотогалерея
Социальная ответственность
Контакты
Карта сайта
Закупки
Инвестпрограмма: хроника и основные события
Реформирование электросетевого комплекса
Корпоративное управление
Обязательное раскрытие информации
Розничный рынок электроэнергии
Энергетика - качество, надежность
Видеоматериалы
Ссылки
Опрос потребителей о качестве обслуживания


День компании Россети

Министерство Энергетики РФ









ОАО РусГидро

ОАО "ДЭСК"






www.dagenergo.ru -> Пресс-центр

Телефонная конференция Председателя Правления РАО

  
по итогам заседания Совета директоров 25 июня 2004 г.
 
Из выступления Председателя Правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса в ходе телефонной пресс-конференции для акционеров и инвесторов по итогам заседания Совета директоров РАО "ЕЭС России" 25 июня 2004 г.:
 
ЧУБАЙС: Добрый день, уважаемые дамы и господа. Как вы знаете, в повестке дня сегодняшнего Совета директоров стоял ряд важных вопросов, связанных с реформой ре-гиональных энергокомпаний и созданием оптовых и территориальных генерирующих компаний. Директива для представителей государства, пришедшая на это заседание Сове-та, предписывала им воздержаться от голосования по 3-му, 4-му, 5-му, 6-му и 7-му вопро-сам повестки дня. То по вопросам, связанным с реформированием региональных энерго-систем, созданием оптовых генерирующих компаний, порядком проведения тендеров на акции оптовых генерирующих компаний, формирования межрегиональных распредели-тельных сетей и компаний и вопросам создания "пилотных" территориальных генери-рующих компаний.

Вскоре после этого последовало заявление Председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова о том, что вопросы по механизму учреждения оптовых генерирующих компа-ний могут быть проведены после заседания правительства в конце 2004-го года. Исходя из этого, на заседании Совета директоров по предложению Председателя Совета Александра Волошина, поддержанного мной, было принято решение исключить вопросы 3,4,5,6 и 7 из повестки дня сегодняшнего заседания.

Хотел бы объяснить суть позиции менеджмента и наше понимание дальнейших дей-ствий. Безусловно, сам факт переноса принятия решения по вопросам, связанным с важ-нейшими элементами преобразования в компании не может не огорчать всех тех, кто ра-ботает над реформой. Тем более, что и сам Председатель Правительства заявил о том, что сегодня необходимо ускорение реформирования электроэнергетики и синхронизации про-водимых процессов в этой области в рамках основных направленный, обсужденных в Правительстве. Насколько я понимаю, наш настрой адекватен настрою акционеров, судя по тому, что упомянутое ранее заявление вызвало 4%-ное падение котировок наших акций на фондовом рынке в течении 10-ти минут.

Однако если от эмоционального настроя перейти к делу, то, прежде всего, нужно вспомнить одну абсолютную истину. Для нас, для менеджмента компании она состоит в том, что реформа энергетики в России, это задача, которую можно решить только при яс-ной, полной и однозначной поддержке Правительства. Собственно так мы и действовали на всех предшествовавших этапах разработки и реализации концепции реформирования. Именно такая позиция обеспечивала нам за крайне сжатый отрезок времени решение це-лого перечня важнейших и масштабных задач реформирования, который уже позади. Я имею в виду создание Федеральной сетевой компании, консолидирующей магистральные сетевые активы. Я имею в виду создание Системного оператора, я имею в виду уже около двух десятков региональных энергосистем, в которых прошли собрания акционеров и приняты решения о реорганизации по видам деятельности. Я имею в виду, наконец, реше-ние уникальной задачи по запуску эффективно функционирующего конкурентного секто-ра энергетического рынка в России, который уже на сегодня вошел в число 10-ти круп-нейших мировых рынков. Все эти задачи были решены не только без каких бы то ни было социальных потрясений, не только в режиме абсолютно конструктивного взаимодействия со всеми акционерами, но и вообще в режиме, когда потребитель практически не почувст-вовал никаких отрицательных эффектов, связанных с преобразованиями. Таким образом, у нас за плечами сегодня и уникальный практический опыт уже осуществленных преобра-зований, о которых я только что сказал. И реальная поддержка акционерами компании са-мой идеи реформирования, и шесть законов, принятых парламентом страны и подписан-ных Президентом. Поэтому заявление Председателя Правительства сегодня для нас это сигнал к новому этапу работы.

Те, кто знает историю реформы российской энергетики, прекрасно помнят, что в ней случалось и не такое. Поэтому мы считаем нашей задачей сейчас вместе с Правительством оценить сделанное. Там, где это потребуется, внести необходимые уточнения, и, получив поддержку Правительства, с новой силой двинуться вперед.

Несмотря на события, о которых я только что вам рассказал, Совет директоров сего-дня принял целый ряд важных решений, о которых тоже стоит сказать несколько слов. Совет директоров сегодня провел на своем заседании годовые собрания акционеров Фе-деральной сетевой компании и Системного оператора. По всем вопросам, которые тради-ционно ставят на общих собраниях в обоих случаях были приняты положительные реше-ния. Была лишь небольшая дискуссия по представительству в составах совета директоров ФСК и Системного оператора миноритарных акционеров, и голоса по этому вопросу раз-делились. Однако в итоге все решения были приняты в том виде, как они и вносились на собрания.

Сегодня также была поставлена точка в многомесячном обсуждении вопросов, свя-занных с приведением системы материального поощрения в головной компании в соот-ветствие с дочерними зависимыми обществами и стимулированием участия менеджмента в активах компании. Все эти вопросы долго и детально обсуждались нашими акционера-ми. Только заседание Комитета по стратегии и реформированию при Совете директоров, как мне рассказывали, продолжались более 5-ти часов. И по всем этим вопросам сегодня были приняты положительные решения. Помимо этого Совет директоров поддержал по-зицию менеджмента по Богучанской ГЭС. И утвердил ограниченный перечень энергосис-тем, реформирование которых может осуществляться с отклонениями от базовой схемы, принятой РАО "ЕЭС России".

ВОПРОС: [Что, по Вашему, стоит за последними заявлениями премьер-министра Фрадкова?]

ОТВЕТ: По сути дела, я считаю, что за заявлением Председателя Правительства се-годня лежит стремление еще раз основательно проанализировать ситуацию по реформи-рованию так, как она сложилась на сегодняшний день. Множество вопросов на сегодня принято и согласовано в инвестиционном сообществе, бизнес сообществом, акционерами компании. Вместе с тем, давайте не забывать о том, что Правительство тоже акционер, причем мажоритарный. И Вы хорошо знаете, что менеджмент всегда всерьез выслушивал беспокойство наших акционеров, независимо от размера пакета, которым обладает тот или иной акционер. Я убежден в том, что это единственно правильное позиционирование менеджмента, и именно так мы и будем относится к тем вопросам, которые сегодня ста-вит перед нами Правительство.

ВОПРОС: Как Вы думаете, не будут ли в принципе рассматриваться вопросы по ре-формированию Советом директоров до заседания Правительства (по отдельным позици-ям, по сетевым компаниям, или по АО-энерго)? Или реформа замораживается на полг?да. И второй вопрос: принято решение по опционной программе, где будут покупаться акции для опционной программы? На рынке, у крупных акционеров, РАО, и в какое сроки?

ОТВЕТ: Я отвечу на первую часть вашего вопроса. Мне кажется, отвечая на него, очень важно не уйти в эмоции, а в максимальной степени отталкиваться от того, что было сказано Председателем Правительства. Председатель Правительства говорил сегодня о том, что вопрос о механизмах отчуждения оптовых генерирующих компаний может быть решен до конца года после проведения заседания Правительства. Он не сказал ни одного слова об остановке реформы энергетики. В том числе на региональном уровне. Мы будем исходить из того, что сказано Председателем Правительства. Могу добавить свою личную позицию. Я могу понять логику премьера, поскольку вопрос, связанный с отчуждением оптовых генерирующих компаний, безусловно уходит не только в профессиональную энергетическую, но и в политическую сферу. Тем более, что, как вы знаете, речь идет о вопросе порядка продажи активов оптовых генерирующих компаний, который до сего-дняшнего дня еще решен не был.
Преобразования в региональных энергосистемах, как вы знаете, идут полным ходом, и решения по ним уже были приняты ранее. Это совсем другая часть реформы, и в этой части попытки разрушить уже идущие процессы были бы крайне болезненны и рискован-ны не только для самой энергетики, но и для потребителей. Вот почему для меня было важно, что я не увидел таких попыток в том, что было сегодня заявлено.
Второй вопрос, по поводу опциона. Прежде всего, если быть точным, это не опцион. Мы отказались от схемы опционов менеджмента, и вышли на схему стимулирования уча-стия менеджмента компании в ее активах. И это является важным принципом в этой сис-теме. Весь объем программы ограничен суммой в один процент от акций компаний. Принципиально важно, что приобретение акций должно осуществляться по рыночной це-не без каких бы то ни было преференций, каких бы то не было возможностей манипули-рования рынком в этой сфере, и Совет директоров принял решение о том, что эта цена должна рассчитываться как средневзвешенная за год. Такая средневзвешенная цена в предшествующий год у нас составляет 29,2 цента за одну акцию. Хочу еще раз подчерк-нуть, что таким образом полностью исключаются какие бы то ни было льготные цены или дисконты при приобретении менеджментом акций.
Помимо этого есть еще один очень важный принцип. Сама компания не должна рас-ходовать собственные средства на приобретение акций в рамках программы опционов. Она может прогарантировать те кредиты, которые придется привлекать для покупки ак-ций. И таким образом разделить риск, но не расходы, повторяю это еще раз. Кстати гово-ря, расходы на оплату процентов по этим кредитам должны быть разделены между ком-панией и самим менеджментов в пропорции 50 на 50. Это требует использования собст-венных средств для опционных программ, эта система в целом решает бездну важных за-дач. Во-первых, она реально создает глубинный стимул у менеджмента к повышению ка-питализации собственной компании. А во-вторых, создает на рынке акций дополнитель-ный спрос, что само по себе безусловно позитивно.
Сроки для первого этапа программы, то есть для участия в ней существующих ме-неджеров, установлены до 1 сентября этого года, а покупка акций будет производится с задачей естественно минимизации расходов.

ВОПРОС:Анатолий Борисович, Когда вы говорите, что остановлен только процесс принятия решения по отделению ОГК от РАО "ЕЭС России", как это согласуется с тем, что, сегодня не обсуждались вопросы по созданию двух ТГК? А также по реформирова-нию "Самараэнерго" и ряда близлежащих АО-энерго?

ОТВЕТ: Ну, если вы слышали это не только те вопросы, о котором вы сказали, но и все вопросы, по котором не принято решение. Они касаются вообще всех аспектов рефор-мирования, за небольшим исключением. С теоретической точки зрения директива по этим вопросам не является компетенцией Правительства, она является компетенцией одного из агентств, созданного в результате реформы. Вы знаете, в больших управленческих систе-мах есть хорошо известный закон. Нижестоящие чиновники часто стараются сделать даже больше, чем от них требует руководство, стараясь угадать желания. Как я сказал, отвечать на этот вопрос, надо исходя, прежде всего, из дословного текста того, что было сказано Председателем Правительства. В этом тексте речь не идет ни о межрегиональных сетевых компаниях, ни о создании ТГК путем аренды, а речь идет лишь о порядке отчуждения оп-товых генерирующих компаний. Поэтому я убежден, что менеджмент компании сумеет снять все неясности и продвинуть дальше реформу.

ВОПРОС: [Законы по реформированию энергетики принимались при поддержке прежнего кабинета министров. Не кажется ли Вам, что у нового Правительства России другое мнение о реформе отрасли?]

ОТВЕТ: Вы действительно правы, говоря о том, что законы об электроэнергетике и базовые решения о проведении реформы принимались прежним составом парламента, и прежним Председателем Правительства. Позволю себе напомнить, что, тем не менее, они принимались тем же самым Президентом России. Кстати говоря, и менеджмент компании тот же самый и с теми же позициями. Я не готов считать проценты вероятности, но готов вам сказать достаточно определенно. Мы глубоко убеждены, что реформа энергетики России абсолютно необходима. Наша убежденность в этом ни на йоту не ослабла за время проведения реформы. Может быть именно поэтому в силу этой убежденности мы абсо-лютно спокойно воспринимает поставленные Председателем Правительства вопросы, и абсолютно готовы к последовательному, внятному обсуждению их для того, чтобы полу-чить итоговую позицию Правительства, без которой осуществлять реформы, как я уже сказал, невозможно.

ВОПРОС: [в чем, собственно, состоит суть реализуемой реформы?]

ОТВЕТ: В сути реформы, в законах, в этой сфере, о которой вы спрашиваете, зафик-сированы 2 базовые идеи. Идея номер один - расширение позиции государства в моно-польных секторах энергетики, вплоть до увеличения долги государства в этих секторах. Напомню, что в законе предусматривается увеличение долги государства в Федеральной сетевой компании и в Системном операторе до 75 %. Идея номер два - либерализация энергетического рынка. Создание крупных, конкурирующих между собой генерирующих компаний, находящихся в частных руках. Идеи просто идут связанно с друг другом уменьшение доли государства в генерации прямо связан с усилением функций государст-ва в монопольных секторах энергетики. Отказ от любой из этих двух идей разрушителен для концепции реформы в целом.

ЧУБАЙС: Я хочу поблагодарить всех участников сегодняшней конференции. Хочу сказать о том, что сегодня собственно прошло последнее заседание Совета директоров компании в нынешнем составе. Мы подсчитали для себя, что капитализация компании за период работы этого Совета директоров, то есть за последний год оказалась более чем в три раза выше, чем капитализация компании за предшествующий год. Очевидно, что при-чина этого фундаментальна и проста. Это реформа энергетики. Таким образом, реформа получила однозначное подтверждение и поддержку может быть у самого строго оценщи-ка, каковым всегда является рынок, в данном случае рынок капитала в России. Это еще одно основание для оптимизма, даже не в очень простой ситуации, которая сложилась на сегодня, дает нам уверенность в завтрашнем дне.
  Помещено: 2004-07-08 14:34:48


 
          При перепечатке материалов ссылка на сайт drgk.dagenergo.ru обязательна.
Страница сгенерировалась за 0.07 сек.