на главную написать письмо Карта сайта
     


     



Пресс-центр
Предприятия
Фотогалерея
Социальная ответственность
Контакты
Карта сайта
Закупки
Инвестпрограмма: хроника и основные события
Реформирование электросетевого комплекса
Корпоративное управление
Обязательное раскрытие информации
Розничный рынок электроэнергии
Энергетика - качество, надежность
Видеоматериалы
Ссылки
Опрос потребителей о качестве обслуживания


День компании Россети

Министерство Энергетики РФ









ОАО РусГидро

ОАО "ДЭСК"






www.dagenergo.ru -> Пресс-центр

Выступление Председателя Правления РАО "ЕЭС России"

  
Анатолия Чубайса на селекторной пресс-конференции для московских
и региональных СМИ на тему "Об инициативах РАО "ЕЭС России"
в области тарифной политики"
27 октября 2003


Добрый день, уважаемые коллеги, представители средств массовой информации!

Как вы знаете, в октября этого года РАО "ЕЭС" впервые объявило о своей инициативе по пересмотру тарифной политики в электроэнергетике. Эта инициатива рассматривается нами, как достаточно масштабная. Она, по сути, полностью изменяет базовые принципы и целевые задачи по методам формирования тарифов и по уровню тарифов. Если тогда, в начале октября, это была всего лишь инициатива, то вслед за этим мы получили принципиальное ее одобрение на уровне Председателя Правительства и Президента России. Буквально на днях Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Касьянов подписал важнейшее постановление, постановление правительства № 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода", в соответствии с которым с 1 ноября этого года в стране вводится рынок электроэнергии. Это принципиальное событие, которое позволяет нам перейти от заявления инициативы к действиям по ее реализации.

В чем будет суть этих действий? Прежде всего, мы предлагаем отказаться от принципа формирования тарифов, отталкивающегося от уровня затрат, который объективно называют "затратным". Принципа, который действовал в стране все эти годы. Этот принцип заинтересовывает производителя в увеличении затрат, этот принцип убивает всякий стимул к реальной экономии. Он работает и против энергетиков, и против потребителей, и против страны.

Мы предлагаем перейти к трехлетнему формированию тарифов, ориентированному на последовательное сдерживание темпа их роста. Многие из вас, кто профессионально занимается проблемами энергетики, знают о том, что правительство России, еще в августе этого года, приняло принципиальное решение о повышении тарифов на электроэнергию с 1 января 2004 года, на весь год. Эти решения ориентированы на 13%. Мы исходим из того, что принятое решение надо исполнять Вместе с тем, мы предлагаем не ограничиваться годовой перспективой, а выстроить трехлетнюю динамику. Если правительство считает правильным увеличить тарифы в будущем году на 13%, то мы предлагаем, в следующем 2005 году этот темп существенно сократить, доведя его до 8-10%. Вслед за этим, в 2006 году предлагается еще одно сокращение темпа роста, при котором они опустятся до уровня 5-7%. Те из вас, кто следит за базовыми макроэкономическими показателями, знают что названые мной цифры 2006 года - это цифры на уровне, либо ниже планирующейся инфляции в стране. Для экономистов это означает реальное снижение тарифов. Ровно вот эту программу мы и предлагаем Правительству и Федеральной энергетической комиссии, регулирующей тарифы.

Хочу еще раз подчеркнуть: мы понимаем что инфляция в стране существует, и такая гигантская хозяйственная жизнеопределяющая система, как энергетика, не может быть мгновенно развернута по чьему бы то ни было велению или хотению. Вместе с тем мы понимаем, что серьезный стратегический трехлетний план - это та задача, которую мы в состоянии осуществить. Невозможно было бы с 1 января будущего года вообще отменить инфляцию или остановить в стране тарифы. Но возможно и реально добиться того, чтобы в течении трех лет, шаг за шагом неуклонно во всей стране, во всех энергосистемах темпы роста тарифов снижались. Снижались, дойдя до уровня инфляции или даже оказавшись ниже, чем ее уровень в 2006 году. Это суть стратегического замысла, который мы начинаем реализовывать.

Второй принципиальный элемент этого замысла: мы считаем, что подписанное Правительством постановление о введении рынка с 1 ноября - это принципиальнейшее решение, которое, по сути, означает переход от трехлетней дискуссии к реальным действиям. Это ровно то, чего мы добивались в течение многих лет, как многие из вас, наверное, знают и видели. Этот первый шаг для нас крайне важен. Наши эксперты, естественно, участвовали в выработке самих правил и понимают как они будут функционировать, и наш анализ однозначно свидетельствует о том что, результатом введения рынка в электроэнергетике будет снижение уровня тарифов в сфере этого самого рынка.

Это означает что у тех энергосистем, кто обладает наиболее квалифицированным персоналом, в тех энергосистемах, где наиболее квалифицированно проведена работа по подготовке к рынку, в тех энергосистемах, которые покупают на рынке часть электроэнергии, появляется реальная возможность снизить собственные затраты. Исходя из этого мы приняли решение в пяти субъектах Российской Федерации эту экономию, которая будет получена с первого ноября, направить целевым образом одной группе потребителей, той, которая является наиболее значимой и наиболее болезненной в тоже время по реальному положению дел. Я имею в виду население.

Мной принято решение о том что в пяти субъектах Федерации с 1 ноября этого года на временной основе (хочу это подчеркнуть, на временной основе) для населения тарифы будут снижены на 20%. Речь идет о Ленинградской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области, Нижегородской области и Пермской области. Это те регионы, где у нас наиболее сильный и квалифицированный менеджмент в энергосистемах, это те регионы, где есть значительные объемы потребления электроэнергии с рынка, это те регионы, где население находится в непростом положении и не всегда реально способно по своему фактическому уровню доходов оплатить электроэнергию по действующим ценам.

Хочу напомнить вам, что это решение, о котором я только что рассказал, это уже второе фактически принимаемое нами решение по снижению цен. Этому предшествовало еще одно, не слишком замеченное средствами массовой информации, тем не менее, реально принятое, реализованное с 1 июля этого года, решение по снижению тарифов в дальневосточных регионах. Если быть более точным, в Амурской области, в Хабаровском крае, Еврейской автономной области и в Приморье. Решение по снижению тарифов там было принято с 1 июля этого года и стало возможным благодаря вводу уникального объекта - 1-го блока Бурейской гидроэлектростанции.

Почему эта программа по снижению тарифов стала возможной, почему именно сейчас она запускается? Прежде всего, потому что ей предшествует пятилетняя работа менеджмента и на уровне головной компании, и на уровне региональных энергетических систем по выведению энергетики из кризиса в котором она реально находилась. Эта работа завершена. Наведен порядок в платежах. Уничтожен бартер. Уничтожены неплатежи, теневые финансовые схемы, резко повышен уровень менеджмента практически во всех наших региональных энергокомпаниях. Именно это дает нам базовую уверенность в том, что мы в состоянии сейчас решить задачу следующего класса сложности. В рамках этой задачи мы намерены главным источником считать собственное снижение затрат и в энергосистемах, и в головной компании. Напомню только об одном решении, недавно принятом, в соответствии с которым, по моему приказу ликвидированы два представительства РАО "ЕЭС" - Сибирьэнерго и Центрэнерго. Целевая задача - снижение затрат. Это лишь первые шаги в этом направлении, которые будут еще более жесткими, еще более радикальными.

Мы считаем, что именно наведение порядка в электроэнергетике - это первая базовая причина, базовое основание, которое сегодня дает нам возможность выйти с такими масштабными инициативами. Вторая базовая причина - реформа. Та самая реформа, вокруг которой так много копий было сломано. Та самая реформа, у которой было так много противников. Та самая реформа, которая проводилась с самой главной целью - потребитель, население. В это мало кто верил. Этот лозунг считался популистским и не очень серьезным. С 1 ноября, когда впервые в России начинает работать рынок электроэнергии, мы докажем наши слова реальным делом. Тарифы для населения будут либо снижены, как я только что сказал, либо существенно заторможен их рост.

Как водится, также интенсивно, как нас ругали за повышение тарифов в прежние годы, сейчас развернута массированная компания в федеральных средствах массовой информации против того решения, о котором я сегодня объявил. У нас воруют документы, на базе украденных документов некоторые органы массовой информации выстраивают попытку пиаровской атаки против нас. И что характерно, среди атакующих, прежде всего, те, кто пытался остановить нас, когда мы разрабатывали реформу энергетики. Они проиграли тогда полностью. Реформа энергетики сегодня - это позиция Президента России, Правительства России, это государственная политика в нашей сфере. Точно так же они проиграют еще раз. Никто нас не остановит. Все объявленные решения будут реализованы в полном объеме, потому что это решения, которые нужны стране и нужны населению страны.

Вопросы из студии в Москве.

- Анатолий Борисович! Успеют ли Региональные Энергетические комиссии оформить ваше решение своими решениями? Оно ведь должно проводиться на местах?

Это вопрос не праздный, а тем более условие, когда некоторые государственные руководители или, по крайней мере, люди, считающие себя государственными руководителями, в последнее время попытались высказаться против этих решений, о чем, наверное, вы знаете. Считаю, пусть поживее разворачиваются, пусть пошевеливаются, а если не в состоянии - значит заменить нужно таких руководителей. Мне предложили очень не простые для нас решения. Очень хорошо представляю, насколько сложно придется каждой энергосистеме, каждому генеральному директору добиться их реализации. Эта работа в сотни раз сложнее, чем бумажная работа чиновника, которому бумажки надо переписать заново и принять правильное решение. Что касается юридической стороны дела, то она такова - в соответствии с новым законом, пакетом законов об энергореформе сегодня в стране действуют предельные тарифы для различных категорий потребителей. Одна из категорий потребителей - население. В рамках действующих предельных тарифов для отдельных категорий, без нарушения антимонопольного законодательства, Региональные энергетические комиссии в состоянии принимать решение, не нарушающее предельные тарифы, но устанавливающее договорные тарифы ниже уровня предельных. Вот суть юридической логики, которую мы пытаемся объяснить отдельным государственным руководителям в этой сфере. Надеюсь, что у них хватит политического чутья, что нужно правильно понять это предложение и его быстро реализовать. -Анатолий Борисович! Поймут ли зарубежные коллеги Вашу стратегию на снижение энерготарифов? К России предъявляются требования повышения энерготарифов для выравнивание условий, на которых страна может вступить в ВТО. Не будет ли проблем с перспективой интеграции РАО "ЕЭС", систем СНГ в европейские энергоструктуры? В том что, Вы спрашиваете, есть два вопроса. Один вопрос - это позиция России в переговорах в ВТО по тарифам, которая в моем понимании абсолютно верна. И я лично, и как Председатель Правления РАО "ЕЭС", и как человек, что-то понимающий в экономике, абсолютно убежден в том, что в России тарифы на газ, а там прежде всего речь идет именно о тарифах на газ, никогда не будут такими, как в Европе. И не должны быть такими, как в Европе. Это абсолютный абсурд. Газ российский, а не европейский. И тарифы в России будут российскими, а не европейскими. В этом смысле рассматриваю позицию европейских переговорщиков как необоснованную, политизированную.

Я считаю абсолютно правильным предельно резкий комментарий, который был дан и Правительством, и Президентом страны, если вы обратили внимание, несколько дней назад. Очень резкий комментарий, абсолютно адекватный ситуации. Так и надо разговаривать в этой ситуации.

Другая сторона дела касается тех иностранцев, которые так или иначе связаны с нашей компанией. Здесь есть две реакции. Одна реакция - с пониманием, другая реакция - с возражением. Что интересно, возражают, естественно, как раз те иностранцы, которые были самыми главными борцами с реформой энергетики. Как и следовало ожидать, именно они сейчас пытаются отыграться. Как и следовало ожидать, у них ничего не получится. В чем суть нашей логики здесь? Представление о том, что менеджмент нанят акционерами, для того, чтобы любой ценой повышать тарифы, вчерашнее, убогое и неправильное. Мы прекрасно понимаем, что менеджмент существует для того, чтобы повышать эффективность компании. Повышение эффективности компании и повышение тарифа - это не одно и тоже. На каждом этапе развития компании менеджмент обязан выбирать ту тарифную стратегию, которая адекватна в настоящий момент. Да, 5 лет назад заявлять о снижении тарифов было бы абсолютной авантюрой. И как вы знаете, тогда мы заявляли о другом. Предлагали крайне непопулярные, тяжелейшие решения, которые вызывали серьезные протесты. Тем не менее эти решения были реализованы. Благодаря этим решениям компания встала на ноги. Если говорить об эффективности, считаю, что тот менеджерский потенциал, который сегодня есть у РАО "ЕЭС", в состоянии решить задачу, как минимум, не снижая эффективности, не снижая чистой прибыли, не снижая дивидендов, выплачиваемых акционерам, даже в условиях, когда мы жестко потребуем от наших генеральных директоров принять ту тарифную политику, которую я только что вам изложил.

Иными словами речь пойдет о том, что мы намерены получить результаты не за счет ухудшения финансового положения компании, а за счет абсолютной перестройки всей работы по снижению затрат. Поверьте, для реализации всего того, о чем я сейчас сказал, нам уже потребовалось и в ближайшее время еще потребуется полностью пересмотреть не только системы оплаты труда генеральных директоров, их поощрения и стимулирования, но и системы дестимулирования. Все принципы взаимоотношения между головной компанией и менеджментом региональных компаний будут существенно пересмотрены. Мы объявили генеральным директорам, что начиная с 1 января, исходя из исполнения этой программы, мы будем не только поощрять, но и увольнять. Иными словами, те, кто будет добиваться реальных результатов повышения эффективности, в рамках вот этого жесткого тарифного плана - это наш менеджмент, это то, что нам надо. Такие люди будут поощряться нами очень серьезно. Те, кто не в состоянии окажется по-настоящему начать снижение затрат, в том числе по-живому, нам не нужны. Нам придется расстаться с такими генеральными директорами.

Об этом мной было сказано нашим генеральным директорам на большом совещании, которое мы проводили в октябре этого года.

Вопрос из Омской области:

- Добрый день! Анатолий Борисович, скажите, как сохраняющаяся практика перекрестного субсидирования будет отражаться на снижении затрат, по-моему, она мешает новой стратегии РАО "ЕЭС России"?

- Это серьёзный вопрос и отмахиваться от него было бы неправильно. В то же время, здесь есть два слоя. Первый слой: мы сказали о трехлетней программе сдерживания тарифов. Программа сдерживания тарифов - это программа, касающаяся всех видов тарифов, в том числе и тарифов для населения. Она сама по себе не отменяет необходимость ухода от перекрестного субсидирования. Что касается перекрестного субсидирования, считаю, что политика Правительства в этой сфере в принципе правильная. Вместе с тем, в этой политике, которую мы сами же предлагали, и от которой мы не отказываемся, нельзя подходить поголовно по отношению ко всем регионам по отношению ко всем потребителям. Хочу напомнить, что, для того чтобы по настоящему заработал рынок электроэнергии и для того, чтобы по настоящему выиграли от него все, необходимо решить вопрос под названием "отношение к этому рынку со стороны потребителя, населения". Я считаю абсолютно правильным, стратегически разумным, чтобы население осознало, что реформа проводится не "Против" него, а "За". Что рынок и реформа дают населению реальный результат.

Конечно, мы были бы неправы, если бы сегодня по всей стране, во всех регионах, исходя из этого, снизили тарифы для населения. Но в некоторых регионах, там, где для этого есть предпосылки, это тактическое решение работает над стратегической задачей. И я считаю правильным, что мы это решение приняли.

Вопрос из Алтайской края:

- В РАО "ЕЭС России", как вы уже сказали, принимается программа по стабилизации и снижению энерготарифов. Но в стране дорожают теплоносители, металл и железнодорожные перевозки, а энергетики они стоят последними в цепочке повышения цен, их тарифы зависят от многих составляющих. Каким образом можно снизить тарифы без прямых убытков и за счёт чего программа будет претворяться в жизнь?

- Вы абсолютно правы в той логике, которую выстроили. Действительно, так устроена энергетика, что за нами стоят "Газпром", нефтяники, угольщики, а перед нами стоит только конечный потребитель. И в этом смысле все возросшие затраты, которые возникли за нами, приходят к нам, и мы с этими затратами должны что то делать. Я бы не отважился на решение задачи такой сложности, задачу, которая будет очень тщательно отслеживаться журналистами и всей общественностью страны, если бы у нас за плечами не было другой решенной задачи. Вспомните, 1998 год, уровень платежей за электроэнергию в стране - 13%, всё остальное бартер, неплатежи, воровство. По нашим оценкам, объём хищений в то время в электроэнергетике страны достигал цифры в 4 миллиарда доллара в год. Представьте себе не только объём финансовых потоков, но и объем криминала, который за этим стоял, бандитов которые в карман клали эти деньги и стояли за некоторыми из руководителей энергокомпаний. Тогда была поставлена задача не 13%, а 100% и ни одного рубля через серые схемы. Эта задача не просто решена, а решена в той самой технологической цепочке, о которой вы говорите. Именно тот факт, что мы решили эту задачу, позволило нам самим на 100% расплачиваться с "Газпромом" "живыми" деньгами, на 100% расплачиваться с нефтяниками "живыми" деньгами, на 100% расплачиваться с угольщиками "живыми" деньгами. Весь подъём угольной отрасли, который происходит последние 4 года (а там непрерывный рост объёма добычи кроме прошлого года), обусловлено именно этим. Угольщики стали получать полным рублём за реализованную продукцию, мы решили проблему, касающуюся всего ТЭКа, мы пробили этот тромб своими руками. Значимость решения далеко уходит за пределы электроэнергетики, точно также сегодня в некотором роде предлагается обратная последовательность. Раз решение по затратам не принимают наши поставщики, оставим это на их совести. Значит, такое решение примем мы. И точно так же, как мы не очень получали поддержку 5 лет назад, когда против нас были все, начиная с бандитов и заканчивая правооханительными органами, открывавшими уголовные дела на наших генеральных директоров за 100%-ый сбыт реализованной продукции. Мы не очень рассчитывали на чью-то поддержку. Поставили задачу сами и сами её решили. Точно также мы решим задачу и сейчас, несмотря на то что, не очень ощущаем поддержку со стороны наших поставщиков.

Вопрос из Челябинской области:

- Анатолий Борисович, скажите, пожалуйста, есть ли у РАО "ЕЭС России" расчёты, как отразится снижение темпов роста тарифов на финансовом состоянии региональных энергокомпаний?

- Это тема очень серьёзная. Наши экономисты во главе с Яковом Моисеевичем Уринсоном, одним из самых квалифицированных экономистов в стране, детально проанализировали бизнес-планы каждой из 72 энергосистем. Применительно к каждой из них была приведена оценка финансовых экономических последствий от реализаций этих мер. Мы убедились в том, что при всей сложности этой задачи большинству энергосистем она по плечу. В тоже время, есть несколько энергосистем, которые почти не способны такого масштаба задачу решить в силу либо очевидно безумной тарифной политики регулирующих органов в течение последних 4-5 лет (а такие регионы у нас ещё в единичном виде, но остались), либо в силу гигантского объёма долгов, накопленных ими ранее и невозвращенных потребителями. К счастью таких энергосистем лишь несколько. По каждой из них мы очень подробно и детально отслеживаем положение вещей. Тем не менее, мы не будем спешить с финансовой помощью, а посмотрим на то, что покажут нам Генеральные Директора. Не можешь решить задачу на 100% - реши на 95%, реши на 90%. Но если ты её не решаешь даже на 50%, значит, такой Генеральный Директор нам сегодня не нужен, пусть займется другим делом. Вот в такой логике мы будем работать с теми системами, где ситуация объективно непростая.

Вопрос из Архангельской области:

- В октябре этого года на Всероссийском совещании РАО ЕЭС в Москве Архангельская обл. была названа в числе пяти регионов, которые наиболее плохо входят в зиму. В тоже время сегодня мы узнаем, что мы не вошли в число тех регионов, в которых тарифы будут понижены в ближайшее время. Почему? Кстати, совсем недавно один из членов правления РКС сказал у нас, что уровень тарифов в регионе его вполне устраивает. Значит ли это, что в Архангельске уровень тарифов не будет снижен в обозримом будущем и будет ли снижен вообще?

- Во-первых, Архангельск не был назван не мной, и не моими заместителями в качестве регионов, где плохая ситуация в большой энергетике при входе в зиму. Напомню вам, что "Архангельскэнерго" - это компания, управляемая Северной управляющей компании, созданной нами. Менеджмент Северной управляющей компании я расцениваю, как один из самых эффективных в энергетике страны. Положение дел в Архангельске за время передачи и управления в эту управляющую компанию радикально улучшилось. Архангельск выведен из числа критических регионов по большой энергетике. И за этим гигантская работа, которая была проведена, прежде всего, Северной управляющей компанией. Вместе с тем, в Архангельске очень тяжелая ситуация в ЖКХ, в "коммуналке". К сожалению, до сих пор нас путают, до сих пор нам не удается донести простую мысль. РАО "ЕЭС России" - это большая энергетика, ЖКХ - это малая энергетика. Мы не можем отвечать за малую энергетику, это другие юридические лица, другие собственники. Но как раз именно в Архангельске, где ситуация в ЖКХ сложная, мы вынуждены были пойти на непростое для нас решение и взять ее на себя ответственность и в коммунальной энергетике тоже. Упомянутая вами компания "Российские коммунальные системы", РКС, наша "дочка", взяла в управление энергетику Архангельской и в части "коммуналки". Я уверен, что точно также, как мы навели порядок в большой энергетике, т.е. "Архэнерго", РКС наведет порядок и в малой энергетик, в ЖКХ Архангельска. Тем более, что все это делается во взаимодействии с губернатором Архангельской области. Убежден, что результаты будут получены и здесь.

Вопрос из Самарской области:

- Анатолий Борисович у меня два вопроса. Первый: давайте коснемся политической составляющей, поскольку странно делать вид, что сейчас нет никакой выборной компании в Государственную думу. Не думаете ли вы что политические "дивиденды" от стабилизации тарифов достанутся не СПС? Не Анатолию Чубайсу, который входит в федеральный список этой партии, а коммунистам, Единой России или мэрам городов, которые последние полгода успешно зарабатывают "очки" как раз на тарифной тематике. И вопрос номер два: есть ли у вас конкретные договоренности с Газпромом о неких обязательствах с их стороны о стабилизации тарифов? Ведь газ - это основное топливо для некоторых энергосистем. И играть в одиночку в такую сложную игру, как "рост тарифов ниже, чем рост инфляции", это, наверное, экономически небезопасно?

- Я начну со второго вопроса, который для нас наиболее сложен. Что касается тарифов Газпрома, к сожалению, они растут, и растут темпами существенно более высокими, чем наши. Я назвал вам цифру будущего года, принятую Правительством для нас, - 13%. Для Газпрома, цифра, принятая Правительством, - 20%. Наши оценки показывают, что принятая Правительством цифра 20%, к сожалению, в реальности будет означать не 20%, а минимум 24-25%. В силу проблемы так называемого "забалансового газа", увеличения его доли, увеличения его цены, неконтролируемой государством. Таким образом, мы оказываемся в очень непростой ситуации, когда цены на газ (а это 62 % нашего топливного баланса) будут расти с темпами 24% в год. И, тем не менее, мы говорим, что наши тарифы будут расти темпами 13%. Наша технология называется "снижение затрат". Эту задачу мы ставим перед нашими генеральными директорами, понимая все эти проблемы. Было бы конечно абсолютно правильно, если бы и для "Газпрома" Правительство тоже вышло на трехлетний план снижения темпов роста тарифов. Но мы в РАО "ЕЭС России" и так предлагаем масштабную инициативу, далеко выходящую за пределы одной компании, имеющую, несомненно, общегосударственное значение. Остается пожелать нашим коллегам из "Газпрома", чтобы они восприняли это не как конкуренцию, а как призыв к совместным действиям. Очень надеюсь на то, что и в этой сфере будет ясность, потому что для нас это означает, конечно же, существенное снижение рисков выработки всех наших трех летних бизнес-планов.

Теперь то, что касается "дивидендов". Я думаю, что все присутствующие сегодня на селекторной конференции, и те, кто позитивно к нам относятся, и те, кто не очень позитивно к нам относятся, тем не менее, который состоит снижение тарифов - это наша инициатива. Это мы предложили сделать. И это предложение серьезно и основательно было нами просчитано. К большому сожалению, мы неизбежно окажемся в той ситуации, о которой вы меня спрашиваете. Нашу идею попытаются приватизировать. Это пока еще никому не удавалось. Думаю, что приватизировать Чубайса и не удастся. Я сам приватизирую, кого хочешь, если будет надо. То, что я говорю, касается многих политических партий, в особенности обращаюсь к политической партии под названием "Единая Россия". Я возмущен тем, что творят некоторые политологи Единой России. Показываю вам документ. В нем замечательная карикатура на вашего покорного слугу, цветная, чтоб было понятнее какого цвета волосы. В нем картинки, в которых Чубайс собирает в копилку денежки от реформы. Это образец вранья, которое распространяется партией Единая Россия. Не сомневаюсь в том, что те, кто делал это вранье, сейчас пытаются быстренько забежать поперек батьки и сказать, что это они снизили тарифы. Как бы вместо этого поперек батьки не оказаться перед паровозом. Не рекомендую, последствия могут быть болезненными.

Вопрос из Нижегородской области:

- Приветствуя первые шаги РАО ЕЭС в стабилизации тарифов, хотелось бы узнать какими будут следующие шаги? И второй вопрос: РАО объявило своей целью создание "либеральной империи". Какие будут практические мероприятия по ее воплощению?

- Вы коснулись задушевной темы, которой мы уделяем большое внимание, и которая, безусловно, для нас является не только реальной идеологией, но и конкретной бизнес-программой. Мы считаем, что как раз энергетика - это та отрасль народного хозяйства, которая может и должна быть единой. Это единство мы восстанавливаем не только на просторах нашей Родины, но и за её пределами.

Уже на сегодня мы добились того, что 14 государств бывшего СССР работают в единой энергосистеме. И частота электрического тока сейчас в Душанбе, в Тбилиси, в Таллинне, в Новосибирске и сотне других городов во всей Единой энергосистеме СНГ и Балтии одинакова - 49,99 Гц. Вслед за решением задачи синхронизации, мы решаем задачи связанные с вхождением в бизнесы этих стран. В Грузии нам принадлежит более 50% генераций. Совсем недавно, буквально на прошлой неделе, я был в Армении, подписал соглашение с премьер-министром Армении и провел переговоры с президентом Армении г-ном Кочеряном. В результате мы получили либо в собственность, либо в управление несколько энергообъектов, которые в совокупности составляют 80% генерации Армении. Хочу подчеркнуть, что это было сделано при полной поддержке властей. И если в Грузии некоторые политические силы, находящиеся под влиянием США - наших конкурентов, организовывали протесты, то в Армении протестов не было. И когда я, выступая в Ереванском университете, рассказал о том, что эти действия в нашем понимании означают создание сильного государства в России и шаги по превращению России в либеральную империю, в ответ раздались аплодисменты. Аплодисменты в армянской аудитории, что еще раз подтверждает, что сильная Россия нужна не только России, но и нашим здравым соседям. Поэтому мы не только объявили и провозгласили, мы действуем в этом направлении и будем действовать дальше.

Вопрос из Ленинградской области

- Неделю назад "Ленэнерго" заявило о тревожной ситуации с долгами Петербурга за тепло. Сумма почти миллиардная. Как это согласуется со скидками на электроэнергию, о которых вы говорите?

Ситуация по долгам за тепло в Санкт-Петербурге крайне тревожна. Крайне тревожна. И все заявленные сейчас инициативы, которые касаются Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ни в коей мере не означают, что мы забыли про долги. Скорее наоборот, мы идем навстречу не только населению, мы идем навстречу городу.

Это означает, что мы ожидаем серьезных подвижек города в части своих собственных обязательств, в части долгов. Как вы знаете, в Санкт-Петербурге сегодня новое руководство, с которым у нас очень конструктивное взаимодействие и мы очень надеемся, что, несмотря на понятные организационные проблемы - не завершено формирование правительства, еще не все кадровые решения приняты и утверждены, - руководство города максимально быстро решит острейшую проблему долгов за тепло "Ленэнерго". Без решения этой проблемы мы окажемся в тяжелой ситуации и будем не в состоянии принять решение о пуске тепла, что в октябре в Питере - дело серьезное. Я знаю о чем говорю. Повторю еще раз. Проблема очень серьезная. Мы не меняем нашу позицию здесь, а скорее наоборот, призываем городские власти, в ответ на наши шаги, предпринять встречные действия по максимально оперативному погашению долгов.

Вопрос из Санкт-Петербурга

- Получат ли скидку потребители, энергоснабжение которых осуществляется не на прямую от "Ленэнерго", а по сетям оптовых потребителей-перепродавцов?
А вот это зависит от самих перепродавцов. Мы не будем давать скидки перепродавцам в случае, если перепродавцы не предоставят аналогичные скидки своим конечным потребителям - населению. Мы это не будем делать, потому что мы не считаем правильным просто финансово поддерживать перепродавца. Но если перепродавец в состоянии ответственно принять решение о том, что полученные льготы он доведет до населения, то это предмет для разговора. Иными словами, свою часть, там, где мы напрямую работаем с населением, мы решаем ясно и однозначно. Тарифы будут снижены. Теперь ход за перепродавцами. Посмотрим, как они откликнуться на наши действия.

Вопрос из студии в Москве

- А снижение энерготарифов сможет как-то ускорить или замедлить подписание электроэнергетического объединения "Россия" с "Эврэлектрик"? Почему в список субъектов федерации, где с 1 ноября будут снижены на 20% тарифы на электроэнергию, не включена Москва?

Что касается "Эврэлектрик". Это глобальный проект под названием "Объединение Востока с Западом", "Объединение энергосистем от Лиссабона до Сибири". Момент, когда он был заявлен нами, а дело было около двух лет назад, на первой стадии воспринимался как нечто абсолютно невозможное. Как сказал мне один из самых авторитетных энергетиков в Европе: "Миссия невыполнима". Я ему сказал: "Знаешь, дружище, вот это ровно то, что мы обычно и делаем. Мне нравится это название. Переговорим через 8 лет. Два года назад был этот разговор, а 2 недели назад произошёл принципиальнейший прорыв в этой теме. Может быть вы следили за ней. Здесь в России прошла не очень многолюдная, но предельно рабочая встреча на высоком уровне, в которой участвовали не только ключевые руководители энергетических объектов Европы, но и заместитель руководителя Евросоюза, отвечающий за энергетику, господин Паскаль Лами и вице-премьер Российского Правительства господин Христенко. Также там был руководитель UCTE - это организация, которая собственно отвечает за ведение режимов в Европе, - руководители Региональных энергетических комиссий и ряд других энергетиков.
На этой встрече произошло следующее: со стороны Евросоюза впервые было сказано, что Евросоюз предлагает разработать и подписать документ по поэтапным решениям задачи синхронизации Восток-Запад. До этого позиция обсуждалась, но было рано говорить о конкретике. Сейчас позиция - документ с поэтапными сроками. Кроме того, Евросоюз заявил, что он берёт на себя все финансирование разработки технико-экономического обоснования этого проекта. Это принципиальнейший момент. И не с точки зрения денег. Я уже говорил Европейцам: "Ребят, да ладно, с деньгами разберёмся сами, заплатим, если у вас трудности, а проблема - в политике. Если Евросоюз берется за всё финансирование вместе с нами разработки ТЭО - это прямой политический сигнал всем энергокомпаниям Европы, а по сути дела и мира". Также вице-премьер Правительства России Виктор Христенко впервые назвал срок - 2007 год, никогда ранее срок не звучал. Эти 3 фактора означают прорыв в этой проблеме.
На планете нигде не существует энергообьединения такого размера. Нет на земном шаре, и никогда не было в его истории. Ни по установленной мощности, ни по количеству населения, ни по уровню требований к ведению режимов, к статическо-динамической устойчивости. И технологических проблем здесь действительно очень много, дело серьёзное и ответственное. Думаю, что не в последнюю очередь тяжелейшая авария на Западе, авария, в ходе которой меньше, чем за 1,5 месяца, 110 миллионов человек в самых развитых странах Запада оказались в темноте в буквальном смысле слова, подтолкнули Запад к тому, чтобы пересмотреть своё понимание этой проблемы. Мы ощутили очевидный позитив. Повторяю ещё раз, если 2 года назад это было просто "миссия невыполнима", то сейчас это уже предмет для технологической проработки специалистами, к которой мы приступаем. Я не считаю, что объявленная мной инициатива хоть как-то замедлит или притормозят реализацию этого проекта.

Вопрос из студии в Москве

- Означают ли Ваши слова, что Вы уже подписали приказ по этим пяти регионам России?

Да, означает. Принимая решение о выборе энергосистем, мы учитывали и экономические, и социальные факторы. Это главным образом энергосистемы, которые осуществляют большой объем закупок электроэнергии на оптовом рынке, потому что рыночные отношения вводятся на оптовом рынке, потому что там будет снижение цены и там возникает источник экономии.
Это те энергосистемы и те регионы, которые обладают не сверхвысоким, но и не сверхнизким уровнем жизни. Потому что сверхнизкий уровень жизни - это еще и очень тяжелая ситуация в энергосистеме. Мы выбирали достаточно устойчивые, средние энергосистемы. Я все-таки думаю, что ситуация когда средняя зарплата в России $160-170, а средняя зарплата в Москве $500. Москвичи поймут, что начинать правильней с Ленинградской и Пермской областей, а не с города Москвы. Кроме того, АО "Мосэнерго" не закупает электроэнергию на оптовом рынке. Там нулевой баланс.

Вопрос из студии в Москве

- Анатолий Борисович, Вы говорили о временном снижении тарифов для населения, но я ознакомилась с высказываниями ФЭК России, который предлагает эту практику распространить на 3 года. Как Вы к этому относитесь?

Да высказывания ФЭК были такие "пёстренькие". С одной стороны этого делать нельзя вообще, а с другой стороны это надо делать. С третьей стороны мы не знаем, как это надо делать в принципе. С четвертой стороны, может быть не будем делать никак. Безответственная позиция тех, кто это говорил. Если подходить ответственно к этой теме, то надо понимать что мы, конечно же, берём на себя риск. Согласитесь, рынок будет вводиться с 1 ноября, но его пока ещё нет. Да, наши эксперты однозначно доказывают, что цена на электроэнергию снизится, но это пока ещё прогнозная оценка. Именно поэтому мы не говорим сегодня вообще о снижении цен во всей стране и на бесконечно долгий срок. Речь идёт о временном решении снижения тарифов на 20%, продолжительность которого будет, скорей всего, 6 месяцев. Почему? Потому что, отвечая за свои действия, нужно подсчитать итог: что реально получится. Через полгода мы его подведём, увидим реальные цифры, поймем, в какой степени наши ожидания оправдались. Тогда объявим о том, что мы будем делать дальше. Было бы безответственно сейчас заявить это навсегда и для всей страны. Именно поэтому мы этого не делаем.
  Помещено: 2003-10-28 14:57:32


 
          При перепечатке материалов ссылка на сайт drgk.dagenergo.ru обязательна.
Страница сгенерировалась за 0.07 сек.